Время мелких магазинов ушло, им на смену пришли гипермаркеты: «Магнит», «Пятёрочка», «Дикси», «Лента», «Линии» и многие другие. Да они рядом с домом, в шаговой доступности, в них есть практически всё на любой вкус и кошелёк. Ушло время очередей и дефицита. Хочется остановиться на типовых «Магнитах» и «Пятёрочках», у них примерна одна внутренняя структура. Посещая эти магазины, они особенно популярны у населения, многие неоднократно сталкивались с тем, что из всех касс (трёх или пяти) работает всего лишь одна. Проблема неработающих касс вызывает очереди, скопление покупателей, многие раздражаются, возмущаются, теряя драгоценное время.
Thank you for reading this post, don't forget to subscribe!Так откуда возникает проблема неработающих касс? По каким причинам работает только одна касса?
Количество кассовых аппаратов в «Магнитах, «Пятёрочках» и прочих ритейлерах изначально планируется с учётом торговой площади магазина. На каждые ~100 квадратных метров предусмотрена одна касса. Дополнительные кассы необходимы для снижения нагрузки в пиковые дни (например, перед Новым годом) и для добавления новых товаров в базу. Часто можно наблюдать, как в кассе рядом работает сотрудник, который медленно вносит информацию в базу. Конечно, проводить эту операцию на виду у покупателей — не лучшее решение. Особенно когда образуется длинная очередь. Люди смотрят на сотрудника и удивляются. Но ничего не поделаешь.
Главная причина заключается в том, что кассиры в сетевых маркетах занимаются не только обслуживанием покупателей на кассах, но и выполняют множество других задач. Они принимают товары, выставляют их, размещают ценники, проводят инвентаризацию, следят за сроками годности товара и так далее. Из-за этого кассирам приходится тратить больше времени на выполнение не своих прямых обязанностей, что снижает эффективность работы касс. Торговые сети часто предпочитают не расширять штат, а сокращать сотрудников. Это также сказывается на работе касс, поскольку меньшее количество персонала не справляется с обслуживанием всех касс. Так и получается, что все сотрудники магазинов являются работниками — универсалами.
Самая большая нагрузка на кассы конечно в праздники и выходные дни, так как покупателей становится значительно больше. Да и в будние дни трафик клиентов неравномерен: утром — затишье, днём — наплыв, вечером — новая волна посетителей. Если же в обычное время держать все кассы открытыми, то это приведёт к значительному повышению цен на товары. Ещё одна проблема связана с высокой текучестью кадров. Сотрудники часто сменяют друг друга, и у них не всегда, получается, найти замену. Из-за этого возникает нехватка персонала, а также требуется дополнительное время для обучения стажёров и необходимости довести их до полноценных новых кассиров.
Однако есть способы уменьшить нагрузку на кассиров и оптимизировать работу касс. Одно из таких решений — использование касс самообслуживания (КСО) и технологии «экспресс-сканирования», которая позволяет сканировать и оплачивать товары с помощью смартфона. Их устанавливают даже в магазинах дискаунтреах, где экономят на всем. В новых крупных магазинах «Пятёрочки» КСО обязательны, но на старых объектах их установка возможна не везде из-за недостатка места. В целом, новые технологии действительно помогают магазинам справиться с очередями и дают покупателям возможность экономить своё время.